Женщина в неженской профессии

10.03.2020

Есть профессии абсолютно не женские, однако прекрасная половина человечества порой и в них проявляет себя не хуже мужчин. В Международный женский день мы вам расскажем о женщине, которая связала свою жизнь с мужской профессией. Знакомьтесь: Мария Попова, сварщик 5-го разряда СПП «Донецкгортеплосеть» ГП «Донбасстеплоэнерго».

Хотелось варить в унтах

Ее профессия востребованна во все времена, но совсем не романтична, зато довольно-таки опасна и вредна. Почему же наша героиня избрала такой путь?

– Родилась я в Запорожской области. В семье у нас не было сварщиков, только я. В 1976 году, после окончания школы, планировала поступить учиться на крановщицу, в макеевское училище № 19. Но когда пришла сдавать документы, оказалось, что группа крановщиков уже набрана. В приемной комиссии мне предложили поступить на сварщика. Когда-то я видела таких мастеров по телевизору, которые работали на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород. Снег метет, они стоят в унтах и варят. И мне стало интересно, как же они это делают. Вспомнив телевизионные сюжеты, я решила все же поступить на эту специальность. Единственное, что меня смущало, так это то, что в группе со мной будут учиться одни мальчишки. А оказалось, что их-то всего трое, а остальные девчонки. Так я стала студенткой.

Практику проходила на Макеевском металлургическом заводе. Там меня заметил бригадир с Донецкого монтажно-заготовительного завода и взял надо мною шефство, стал меня обучать. После учебы я по распределению попала на это предприятие. Помню, как мне выдали спецовку, маску сварщика. У меня был замечательный, опытный наставник – ныне покойный Иван Борисович Гончаров. Когда пришла работать на завод, боялась варить нержавейку, потому что на практике с этим не сталкивалась. Мой учитель сказал: «Не бойся, вари, как ты обычно варишь черную трубу». Он взял мою руку и стал помогать мне. А у меня руки трясутся! Тогда я призналась ему, что никогда не занималась сваркой нержавейки. Но у меня все получилось, и учитель остался мною доволен. А на своей первой подработке я делала сварку подогревателя котла и получила 15 рублей – большие деньги по тем временам, на которые можно было купить и босоножки, и платье.

– Мария Тодоровна, вы так и остались работать на заводе?

– Да, там я проработала около 20 лет. Сначала жила в общежитии, потом получила от завода квартиру. То предприятие потом развалилось, завод перенесли в Макеевку. Некоторое время я работала там. Потом уволилась, пошла работать в кооператив – там платили больше. Тогда я развелась с мужем, воспитывала дочь одна. А позже я попала на работу в Донецкгортеплосеть. Я очень хотела в эту организацию, и мне повезло: один сотрудник уволился, и я пришла на его место. Стала работать в ремонтно-механическом цеху.

 

Мама – сварщик? Что ж такого!

– Получается ли у вас быть наравне с мужчинами-коллегами? Или, может быть, даже лучше их?

– Я работаю уже почти 40 лет. Не буду себя хвалить, но, наверное, у меня получается даже лучше, чем у мужчин. Когда только начала работать, у меня не было страха, что я что-то не смогу или буду хуже кого-то. Я как-то легко влилась в мужской коллектив, ощущала себя свободно, была в этой среде как рыба в воде. Сначала нас было две женщины-сварщицы. Сегодня же 12 человек мужчин и я. В себе я уверена, потому что если знаю свою работу досконально, то никогда ничего не боюсь. Помню, когда пришла в этот коллектив, наблюдала за работой одного сварщика, Василия Николаевича Леонова, и училась кое-чему у него, например делать красивые швы. В будущем такие навыки мне очень пригодились.

– В чем заключается ваш рабочий процесс сегодня?

– Сейчас в цеху, где я работаю, мы изготавливаем водоподогреватели, элементы котлов всех типов, проводим ремонт газогорелочных устройств и металлоконструкций. Сегодня я могу производить сварочные работы любой сложности. Приходилось варить и на высоте, и под землей. Свою работу я люблю и не сожалею, что связала свою жизнь с ней.

– Что самое опасное и вредное в вашей профессии?

– Это и загазованный воздух, которым мы дышим, и «зайчики» от сварки, которые ухудшают зрение, и возможные ожоги рук от окалины. Всегда нужно помнить о технике безопасности.

– Как в семье относятся к вашему ремеслу?

– Абсолютно спокойно. Моя дочь – медик, зять – слесарь. Но они привыкли к тому, что мама – сварщик.

«И холодец сварить тоже успела…»

– А вне работы помогаете друзьям, знакомым что-то приварить?

– Да, конечно, я никому не отказываю. Как-то варила ворота зятю, помогала со сваркой трубы соседям. А однажды, работая в кооперативе, я варила трубу в водопроводном колодце 31 декабря. Тогда без воды остался хлебобулочный комбинат. Спустилась под землю по специальной лестнице, а мастер наш ходил наверху, рассказывал анекдоты, чтобы мне там скучно не было. Через некоторое время пришел директор нашего кооператива и говорит ему: «Ты сам с собой разговариваешь?» А мастер: «Нет, там в колодце Маша». Директор говорит ему: «Как так?! Ей холодец нужно варить, Новый год на носу, а ты ее в колодец отправил!» В общем, работу я закончила, а потом руководство хлебокомбината подарило мне большой торт к празднику. И холодец я сварить тоже успела…

– Как отдыхаете в свободное время?

– Люблю вязать, отдыхать на природе, гулять по городу.

– Как поздравляют вас коллеги-мужчины на 8 Марта?

– Всегда дарят мне цветы, конфеты. И не один букет, а несколько: и розы, и тюльпаны, и мимозы.

К нашему разговору подключается коллега Марии, слесарь Сергей.

– Она у нас самая лучшая! Вот такая женщина! (Большой палец вверх.) Замечательный человек и прекрасный специалист. Ни один мужик так не сделает, как она. Мы ее ценим, любим и оберегаем. Она у нас незаменимая.


 

ИСТОЧНИК